Главная » 2014 » Август » 22 » Горькое похмелье
11:03
Горькое похмелье


Переоценка ГКЧП и буржуазной контрреволюции в общественном сознании россиян.

В канун 23-й годовщины августовских событий 1991 года как-то неожиданно возник вопрос: кто-нибудь из наших соотечественников может допустить, чтобы 7 ноября 1940 года в Советском Союзе не праздновалась 23-я годовщина Великой Октябрьской социалистической революции? Как можно не чествовать в стране коренную смену её общественно-политического устройства? Это нелогично, невероятно, невообразимо. Во Франции до сих пор спорят о ценности Великой французской революции, но при этом День взятия (разрушения) Бастилии отмечают на широкую ногу. А в РФ победители стесняются отмечать годовщину августовской антисоциалистической контрреволюции. Никто не рискует вбросить даже в качестве пробного шара предложение установить такой праздник. Понимают, что такая мыслишка народом будет отторгнута: тогда случилась народная трагедия.

Автор: В.В.Трушков - политический обозреватель газеты "Правда", доктор философских наук, профессор факультета политологии Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова.

ЭТО ЖЕ НЕ 7 НОЯБРЯ. Этот день хоть и перестал быть нерабочим, но его ненавистники не рискнули вычеркнуть Октябрьскую годовщину из календаря знаменательных дат России. Да её оттуда никакими скребками не выскрести. И сотни тысяч соотечественников от Москвы до самых до окраин выходят в этот осенний день отмечать великую историческую дату. А вот некое подобие чествования августовской буржуазной контрреволюции в виде дня российского (власовского) флага в прошлом году в столице собрало, по сообщениям СМИ, не то 200, не то 400 человек.

Праздновать-то нечего! Во-первых, в «летописи капиталистического строительства» нет таких побед, которыми можно было бы гордиться.

В известном исследовании Института социологии (ИС) РАН «Двадцать лет реформ глазами россиян» (2011 год) учёные выделили несколько очевидных последствий августа 1991 года и попросили россиян дать им оценку. Полученные итоги опроса оказались чрезвычайно выразительными. За 10 лет (2001—2011 годы) доля одобряющих запрет КПСС сократилась до 32%, упав ещё на 7%.

Разрушение СССР в XXI веке одобряют только 14% россиян.

Либерализацию цен и переход к рынку, вошедшие в историю и народную память как «шоковая терапия», в 2001 году считали положительным явлением 38%, а через 10 лет таковых осталось вдвое меньше: 19%.

Отрицательное отношение к приватизации высказывают 60% соотечественников (положительное — 27%).

Разгон Верховного Совета России в 1993 году одобряют только 23% респондентов. Доля положительно оценивающих первую чеченскую войну (1994—1996 годы) сократилась до 4%, то есть более чем в 8 раз по сравнению с 2001 годом (было 33%).

Избрание Б. Ельцина на второй президентский срок в 1996 году считают положительным явлением лишь 24% опрошенных, а отрицательным — 59%.

Наконец, дефолт 1998 года, который учёные ИС РАН тоже обоснованно отнесли к последствиям событий августа 1991-го: его положительно оценили всего-навсего 2% граждан РФ, а отрицательно — 91%.



Итак, по поводу побед реставрации капитализма, как говорится, комментарии излишни. Особенно, если не забывать, что за 23 года ни одна отрасль российской экономики не достигла показателей 1990 года.

Во-вторых, у «эпохи» нет героев. Как показало исследование ИС РАН «О чём мечтают россияне» (2012 год), Б. Ельцину отдают дань уважения всего-то 2% респондентов. От него отвернулись многие его наиболее видные соратники: Р. Хасбулатов, А. Руцкой, А. Коржаков. Да и В. Путин тоже. Кремлёвский агитпроп вбросил по сути своей антиельцинскую формулу: «лихие 90-е».

Поиски героев среди фаворитов августовского режима из числа бизнесменов тоже бесплодны. От самого яркого и проходимистого Б. Березовского открещиваются даже архилибералы. Гусинский, Невзлин и иже с ними спрятались от нового российского суда, созданного ещё при Ельцине, в Израиле. Ходорковский зачислен в число преступников в соответствии с уголовным кодексом ельцинской Эрефии (кстати, решение первого суда по делу Ходорковского не берутся оспаривать даже крикливые адвокаты и либеральная прислуга экс-олигарха). Нет в этой среде героев. Нет у августовского режима и своих управленцев, сопоставимых со «сталинскими наркомами». Не могут появиться в обществе всевластия чистогана свои Стаханов и Макар Мазай, сёстры Виноградовы и Валентина Гаганова, Всеволод Келдыш и Терентий Мальцев — истинные герои трудового фронта.

При этом большинство тех, кто поначалу — по наивности, невежеству или потайной корысти — одобрял победителей августовской контрреволюции, спустя несколько лет начали если не стыдиться, то стесняться, смущаться этой позиции. В канун 15-й годовщины контрреволюции Фонд общественного мнения поинтересовался, как спустя годы относятся к ГКЧП те, кто в 1991-м был его сторонником и противником. Выяснилось, что 71% поддерживавших в 1991 году ГКЧП сохранили свою позицию неизменной и только 7% перешли на сторону воцарившегося режима. А вот расклад на другом полюсе: лишь 46% тех, кто симпатизировал противникам Государственного комитета по чрезвычайному положению, остались при прежнем мнении. Более половины либо полярно изменили свою точку зрения (таких 12%), либо серьёзно сомневаются, что прежде были правы.

Да и как даже «отпетому» либералу говорить о праздновании августовской победы, если только четверть соотечественников продолжают верить, что тогдашние победители направили Россию по верному пути развития. В то же время 41% россиян считают 1991 год трагическим, так как после него страна пошла по неправильному пути. Эти данные Левада-центр обнародовал год назад.

В 2013-м этот центр выяснял современное отношение россиян к событиям августа 1991 года. Респондентам было предложено занять позицию сторонников или противников ГКЧП. В результате обнаружилось, что из возрастной группы старше 55 лет 27% россиян заняли сторону ГКЧП, тогда как на позициях его противников оказались лишь 17% людей с таким жизненным опытом. Иначе говоря, среди тех, кто застал ГКЧП в достаточно зрелом возрасте (самым молодым из опрошенных было 33 года), его сторонников в 1,6 раза больше, чем противников.

К сожалению, несмотря на такие настроения, страна продолжает идти по тому самому неправильному пути, на который её столкнули в августе 1991 года.
Категория: История | Просмотров: 3224 | Теги: Путин, ельцин, ГКЧП, история, Россия

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем MadMax на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать, описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Культура и Русский Топ Новостей
Похожие материалы:

Всего комментариев: 48
avatar
7
1 FLY_Slim • 11:17, 22.08.2014
я тоже согласен - нечего там праздновать
avatar
0
41 dp47 • 00:06, 23.08.2014
Если только объявить этот день траурным.
avatar
0
2 Provincial1 • 11:43, 22.08.2014
Праздновать нечего, но и сокрушаться не о чём. К концу 80х СССР был неизлечимо болен.
Кстати, есть забавная книга (фантастика правда tongue ) "Попаданец в пенсне" про разгром августовского путча.
avatar
2
29 ЗаДержавуОбидно • 21:22, 22.08.2014
А кто поставил диагноз о болезни? да еще и ее неизлечимости!? Не много ли на себя берут знатоки?
avatar
-1
40 Provincial1 • 22:10, 22.08.2014
Не много.
avatar
9
3 AndroID • 11:47, 22.08.2014
Прям методичка. Коммустические помои детектед.

Насчет "власовского" флага - типичный коммунистический бред. Даже Педивикия сообщает:

"...На возможное существование ещё в 1674 — 1676 годах бело-сине-красного знамени указывал в 1927 году вексиллолог П. И. Белавенец: «Очень интересно знамя, потерянное при Нарве, бело-сине-красное, с золотым двуглавым орлом (об изготовлении таких знамён есть указание в архиве Оружейной палаты, они делались при Алексее Михайловиче для игр царевича Петра Алексеевича»)[38].

Флаг царя Московского (1693)

6 августа 1693 года[39], во время плавания Петра I в Белом море с отрядом военных кораблей, построенных в Архангельске, на 12-пушечной яхте «Святой Пётр» впервые[40] был поднят так называемый «флаг царя Московского» — сшитое из флагдука[41] полотнище размером 4,6x4,9 метров, состоящее из трёх горизонтальных равновеликих полос белого, синего и красного цветов, с золотым двуглавым орлом посередине. Оригинал этого старейшего из сохранившихся российских флагов находится в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге (инвентарный номер 10556)..."

А то, что Власов осквернил этот символ, так и Гитлер взял древний солярный знак и привил к нему отвращение миллионам людей. А солнце тут совершенно не при чем. Но коммунисты предпочитают пачкать не личность Власова, а символ российской государственности. История ж для них с 1917 года началась...

Про "...за 23 года ни одна отрасль российской экономики не достигла показателей 1990 года..." тоже собственно уже только ленивый не опровергал.

Стаханов, кстати, не был образцом морально-этического поведения, ну да бог с ним. Стране были нужны герои и их делали из того, что было.

Горбачевско-ельцинский период это трагедия для всего советского народа. Но вообще, если уж начинать говорить про развал СССР, начинать надо сразу с Хрущева.
Но об этом господа, или скорее товарищи, коммунисты предпочитают помалкивать.
avatar
0
5 MadMax • 12:28, 22.08.2014
Про флаг еще там в комментах уточнили, но из песни слов не выбросишь.
avatar
3
9 Miriam • 12:42, 22.08.2014
про роль Хрущёва в развале СССР понравилось...как остальное Вами изложенное.. wink
avatar
5
4 Евпатий • 11:52, 22.08.2014
Невозможно определить кто прав, а кто нет в данном споре о пути государства. Это сейчас мы имеем перед глазами китайскую модель политэкономии, а тогда все, подчёркиваю - все, ждали от запада мудрости и милости: как жить так, чтобы у нас всё было и при этом "все люди братья!"? Только потом поняли, довольно быстро, что в их системе жизненных координат "человек человеку - волк, тигр и шакал". Не поддерживал и сейчас не поддерживаю ГКЧП только по одной причине - они не знали ЧТО и КАК надо делать. Их партийное образование не вмещало в себя знаний о том, что лозунги типа "Ленин - ум, честь и совесть" не могут накормить людей. Они, ГКЧП, были пустышки, как, собственно, и нынешние коммунисты всех мастей. Одна трескотня, а как до дела...
avatar
5
7 FLY_Slim • 12:34, 22.08.2014
непонятно, как можно ждать было от запада милости и прочего, если на протяжении веков данный запад пытался уничтожить все русское?! Нужно быть идиотом или предателем, чтоб так думать. ИМХО.
avatar
4
19 Tortilla • 13:39, 22.08.2014
Ну поведайте, Флай Слим, каким образом Запад пытался "веками" уничтожить все русское))

Не надо преувеличивать, надо смотреть реально на факты. До того, как Россия стала сильным государством и стала теснить интересы сильных европейских игроков на их территории - Западу никакого дела до России не было.

Уничтожал нас Восток и православные братья-византийцы: одни разрушали, другие наживались на работорговле нашими людьми - за счет этого они и протянули с 12 по 15 век, ибо с 11 уже были в упадке.
Обидно? Еще как.

В Европе активная антирусская пропаганда началась после 1814 года. Сами понимаете, почему)) И, главным образом, началась в СМИ и книжках. Тот же Астольф де Кюстин писал свой бред на заказ. Ну а кто и почему все это дело финансировал - ищите и обрящете.

Только не забудьте, что те же силы устроили Великое Французское безобразие 1789 года, а до того - в 1651 году захватили Англию.

Сочинять, что вот, доказательство извечной борьбы той же Англии против России - отравление англичанами Ивана Грозного - ну бред.

... в то время все друг друга травили - Ивановых жен, например, травили вполне себе отечественные бояре. И к нам на Русь искусство отравления пришло раньше, чем в Европу - к нам - из Византии.
А англичане и голландцы тогда были озабочены, чтоб загнуть французов и испанцев, и Россия им была менее интересна.

Дело не в Западе и Востоке. А в том, что не надо никого производить в "братья" и на этом основании терпеть их свинство. И не надо никому раскрывать безоглядно союзнические объятия - ибо союзники наши - только армия и флот (с)
avatar
1
20 FLY_Slim • 13:45, 22.08.2014
ну это было образно, но я рад, что поняли.
Но вы согласны, что заграница не поможет?
И, что только своими силами можно все это осилить?
По поводу различных братьев славян - иллюзии.
avatar
4
6 Perlin45 • 12:32, 22.08.2014
Вот Вам и роль личности в истории... Не было нормальных, вменяемых политиков, ни с той,  ни с другой стороны. Что, Янаев стал бы лидером страны? Или Стародубцев с Баклановым? Не смешите мои копыта. Там один приличный человек был- Пуго. Неизвестно еще, что было- бы, если бы путчисты победили. Но, правда, "меченого" свалили, и то хорошо, опять- же Боря "синий" наверх всплыл... Иногда думаю, победил бы государственник, типа Путина, все могло по другому сложиться...
avatar
4
8 FLY_Slim • 12:36, 22.08.2014
ну, чего теребить.
это уже пройденный этап истории, и, если мы этот урок поняли, то не думаю, что снова захотим его повторить. Мне например - хватило сполна.
Нужно только извлекать уроки и стараться не повторять ошибок. А чтоб этого не делать - поколение нужно воспитывать должным образом.
avatar
-2
32 ЗаДержавуОбидно • 21:36, 22.08.2014
Мы ушдли из одной ошибки, а вляпались в другую, еще несравненно похуже, и как из дерьма , не можем из нее выбраться, И просвета не наблюдаю, пока только имитационные восторги (не принципиальные). и ситуационные (упавшие по ходу в карман) победы. И как укропы мы 20 лет с затуманенными мозгами, все никак осмыслить не можем - где мы, что с нами, что делать.
avatar
0
37 FLY_Slim • 21:50, 22.08.2014
не знаю как вы, а я вполне осмысленно это вижу. и что может быть хуже ошибок хохлов. и про какие упавшие в карман и победы имитационные восторги?!

мне интересно.
avatar
3
11 Miriam • 12:44, 22.08.2014
Андропов мог бы что-то изменить...но быстро умер...а жаль...
avatar
3
12 FLY_Slim • 12:49, 22.08.2014
он был уже слишком старый и больной, годков бы на 20 помоложе - с его головой страна бы только укрепилась
avatar
0
15 Miriam • 13:10, 22.08.2014
70 лет - не такой уж и старый...а вот почечный диабет, мучивший его всю жизнь, - это серьёзное заболевание...
avatar
0
16 FLY_Slim • 13:12, 22.08.2014
с такой болячкой 70 это уже сильно уставший
avatar
1
26 Miriam • 14:17, 22.08.2014
...это да...
но Бог всё-таки есть и Он Россию любит...можно сказать, нам дали второй шанс, и не воспользоваться им - преступно wink
avatar
1
33 FLY_Slim • 21:37, 22.08.2014
вон у хохлов сколько шансов было стать богатейшей европеской страной, ну хотябы не европейской, а восточно-европейской, но увы и ах, наглядно показывали на протяжении более чем 20 лет как не нужно жить и строить.

нам надо не так.
avatar
2
43 Miriam • 00:27, 23.08.2014
Укры свои шансы за счет России и проскакали...а Россия как тот бульдозер, что прёт вперёд, не смотря на отсутствие даже намека на дорогу...и не фиг нам на европу смотреть...мы не Евразия...мы Азиопа smile европа наша задняя окраина... да и Солнце входит на Востоке smile
avatar
6
10 Sagamor • 12:44, 22.08.2014
Затея с ГКЧП была правильной, но её реализаторы были импотентами и кроме брезгливости, и тогда и сейчас, у меня не вызывают. Хотя могли подтянуть всех предателей к ответу.
Чего можно ожидать от поражённого атеросклерозом мозга. Старческий маразм помноженный на сыкливость и зашуганность, со времён Лаврентия Берия иных чувств не вызывает.
Только не надо ля-ля, что СССР был обречён и не мог и.т.д! Всё бы смог и был бы жив до сих пор. Гляньте на Китай. Брюлики негде было показывать и открыто за бугор ездить! Вот и всё! Не более.
avatar
4
13 FLY_Slim • 12:51, 22.08.2014
Честное слово, тогда не испытывал иллюзий по поводу - заграница нам поможет(с), а сейчас уже по прошествии более 20 лет - я в этом уверен. Заграница сейчас даже одеялами с оспой не поможет - своим неграм не хватает.
avatar
2
14 mautanuky • 13:01, 22.08.2014
Так революции, и не было... потому и не отмечают. А что было, просто правящий класс сменил формат своей власти.
avatar
2
17 Serge • 13:32, 22.08.2014
Путчем называется попытка смены власти, когда она не удалась. Иначе она называется революцией.
Хотя по мне, так лучше бы путч превратился в революцию и мы жили в единой стране.
avatar
1
22 Владимир • 14:10, 22.08.2014
Читайте историю. Во что вылились Великая Французская революция и российский переворот 1917-го. Вам этого хотелось?
Демонтаж СССР произошел тихо.
avatar
-2
35 ЗаДержавуОбидно • 21:41, 22.08.2014
демонтаж прошел тихо- а результат похлеще бурной революции. Когда болезнь скрытая, она подлое дело делает масштабнее и о себе заявляет перед смертью.А болезнь с ярко выраженной симптоматикой позволяет ее вовремя диагностировать и прроовести курс лечения. Я думаю=это наглядная параллель.
avatar
1
38 FLY_Slim • 21:53, 22.08.2014
опять же, вы полагаете, что для такой большой страны как Россия, с небольшим населением - нужна война типа как в 404?! да вы батенька экстремист.
avatar
3
18 Serge • 13:39, 22.08.2014
У нас в стране на первых выборах президента было два кандидата - хозяйственник Кебич и популист Лукашенко. Кебич говорил - да, будет трудно, но нужно потерпеть некоторое время. Лукашенко обещал всё всем и сразу. И демагог победил. А сейчас уже 20 лет правит как султан, и преемника-барстада себе взрастил. Только вот ничего всего всем и сразу не случилось. МАЗ (Минский автомобильный) работает 4 дня в неделю. МТЗ (Минский тракторный) вообще 3 дня. Вот оно ЩАСЬЦЕ.
avatar
3
23 Владимир • 14:12, 22.08.2014
А чем программа эконом.развития Кебича существенно отличалась от Лукашенко? где гарантия, что хозяйственник не продал бы белорусскую промышленность в кипрские офшоры?
avatar
4
24 MadMax • 14:13, 22.08.2014
Так и обещали при коммунизме работать меньше.  tongue
avatar
1
36 ЗаДержавуОбидно • 21:47, 22.08.2014
Какой Лукашенко ни противоречивая личность, но экономику и республику он сохранил- и мощности, и госты, и про СХ я не говорю....образование и наука по советским стандартам-за одно это ему памятник поставить. А то что жестокий и самодур-это кажется.
Я примерял на себя роль руководителя в совре менной ситуации- рука на расстреля поднялась бы, а сидели бы все кто заслуживает. если бы меня рашьше не ликвидировали, как американских президентов.
avatar
2
39 FLY_Slim • 21:54, 22.08.2014
ыыыыы
жирно, но перевариваемо
avatar
2
21 Владимир • 14:06, 22.08.2014
Искрометно и в точку.
avatar
1
25 Miriam • 14:15, 22.08.2014
БРАВО!
...поэтому учим Историю и анализируем Её уроки...при чём не только России, но и мировую...ищущий да обращет wink
avatar
4
27 kyndyg • 19:49, 22.08.2014
А ХТЗ, ХАЗ, и еще десятки, ессли не сотни, заводов бывшей Укруины не работают вообще. А такой завод как Харьковский "Серп и Молот" снесен с лица земли. На месте Харьковского завода "Серп и Молот" пустырь заросший бурьяном и кустарниками, которые закрыли сиротливо стоящую Доску Почёта этого завода с выцвевшими портретами передовиков производства "СиМ" портретом маршала Батицкого. Кстати инициатором ликвидации завода "Серп и Молот" был нынешний городской голова Кернес. Если бы встал Маршал Батицкий и увидел, что сделали с заводом, который дал ему путевку в жизнь, то наверное сказал бы как при ликвидации Берии- даай ка пущу еме пулю в лоб из моего трофейного Парабеллума. Да еще может добавил: А подать сюда яйценюха. И ведь Маршал не промахнулся бы.
avatar
1
28 aniks • 20:05, 22.08.2014
Рассуждать в 2014 о ошибках начала 90-х это все равно, что учась в ВУЗе взять свои школьные тетрадки и удивлятся какие нелепые там были ошибки biggrin .
avatar
1
34 FLY_Slim • 21:41, 22.08.2014
ну, если вы указали верный возраст, то плохо помните тот переломный момент, а если и помните, то смутно и противоречиво, а может вам повезло и ваше сознание сразу восприняло действительность, но мне к примеру интересно об этом судить и анализировать. Что не говори, а это история, опыт, а он плохим или хорошим становится только после его получения, ну на ошибках типа и все такое - чтоб не повторять, ну думаю, вы намек поняли.
avatar
-2
30 ЗаДержавуОбидно • 21:28, 22.08.2014
везде есть хорошие люди, но братьями они не будут никогда , и друзьями тоже. несовместимый образ мышления. Общими будут только взаимовыгодные точки соприкосновения. ККак говорят- не надо наделять животных человеческими качествами. (что и приводит к трагедиям).
avatar
-2
31 ЗаДержавуОбидно • 21:29, 22.08.2014
Возвращаться в СССР не надо- мы построим новый СССР по тойже переосмысленной модели, может не с тем набором стран.
avatar
5
42 БезянаБога • 00:23, 23.08.2014
.
avatar
3
44 Miriam • 01:10, 23.08.2014
Не спорю wink
Тем более, что короны 3... как бэ намек, что смотреть и брать самое лучшее и с Востока, и с Запада, но думать своей головой и идти своим Путём...
avatar
0
45 matros • 11:01, 23.08.2014
Зря вы так , он не "капризный ребёнок " ,а гражданин этой страны . Для страны 15 лет пустяк ,а для человека это много ,четверть жизни . Вот и хочется "здесь и сейчас", и раз выбрали, будь Дедом Морозом раз адекватный.
avatar
3
46 Tortilla • 12:35, 23.08.2014
Матрос, мало ли чего кому хочется...
Надо быть разумным. Человеческая жизнь коротка. Если мы, здесь пишущие, считаем себя патриотами, то именно мы должны быть понятливее, разумнее... лучше других... которые свою маленькую жалкую жизнь ставят превыше всего.

И тот, кто хочет "здесь и сейчас" - чем он отличается от креакла, который "здесь и сейчас" хочет... хамон и греческую клубнику?

Народ, милые мои, мы должны быть лучше. Мы должны быть умнее и сдержаннее. Наша сдержанность и стойкость - это опора Президента. Ему очень трудно. Поддержите его. Хотя бы стойкостью. Хотя бы не-нытьем о "результатах".
avatar
3
47 Владимир • 13:09, 23.08.2014
ППКС.
avatar
0
48 AndroID • 09:24, 24.08.2014
Хорошо сказано, но насчет сослагательного наклонения не соглашусь. Думать, что было бы, если бы течение истории пошло так, как могло быть, а не так пошло в реальности, нужно и полезно. ИМХО.
avatar